Доступные ссылки

В музее Топкапы – это бывший султанский дворец в Стамбуле – открылась выставка "Османская империя и византийское наследие". В экспозиции выставки более тысячи археологических экспонатов, обнаруженных в ходе строительных работ в крупнейшем городе Турции. Константинополь, столица тысячелетней Византийской империи, был взят армией султана Мехмета II в 1453 году и превращен в главный город Османской империи. Руины Византии и теперь остаются частью городского стамбульского пейзажа.

Историк Ильбер Ортайлы уже семь лет работает директором музея Топкапы. Ортайлы – автор нескольких книг по истории Османской империи, ведущий популярной телепередачи "Уроки истории". Профессор Ортайлы рассказывает о том, как в Турции сохраняют византийские памятники:


– Племена турок-сельджуков в одиннадцатом веке пришли в Анатолию. Мы говорим по-турецки, но наша фонетическая культура ближе к языку фарси, мы испытали заметное влияние иранской, персидской цивилизации. Когда турки взяли Константинополь, они встретились с византийской культурой, корни которой, в свою очередь, уходят в цивилизации древнего Рима. Сейчас мы используем слава с чужими корнями: говорим "килИт" – замок, "темЕль" – здание, "фЕнер" – фонарь, "рюзгАр" – ветер. В официальных учреждениях употребляется "эфЕнди" – господин, слово, оставшееся нам в наследство от римлян. Наша судебно-правовая система складывалась под воздействием византийского права – системы управления, которая обусловлена стремлением византийских правителей иметь сильную централизованную власть.


Византия была центром православной цивилизации. Взятие Византийской империи турками - это большой национальный праздник. Освобождение Стамбула отмечают ежегодно 29 мая. На грандиозном представлении в бухте Золотой рог артисты в исторических костюмах воссоздают картину взятия Константинополя.

– Кто переживает о том, что турки взяли Константинополь? – продолжает Ильбер Ортайлы. – В основном, Русская православная церковь, иногда подобные голоса раздаются в Европе. Конечно, для турок взятие Константинополя – это величайшее завоевание. Европейские историки не любят говорить о том, что турки принесли на эту землю покой и процветание. Многие местные жители приветствовали турок, говорили, что "турецкий меч лучше христианского". Когда турки пришли сюда, империя была в упадке. Византия пережила нашествие варваров и крестоносцев. Константинополь из миллионного мегаполиса поздней античности превратился в горстку деревушек, с пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. На улицах города, утопающего в грязи, убивали и грабили, население голодало, враждовали сторонники западной и православной церквей. Это было время интриг, падения морали и нравов. Империя закончилась, ее конец был неизбежен.

– В Турции сохранились тысячи византийских православных храмов, многие из которых были превращены в мечети.

– Самый известный пример – музей Айя-София, собор Святой Софии неподалеку от дворцы Топкапы. Кроме этого, храм Святой Ирины, церковь Святых Сергия и Вакха, так называемая малая Святая София, храм-праобраз собора Святой Софии, а также десятки других церквей, каждой из которых около полутора тысяч лет и многие из которых действуют как музей! Стамбул стоит на руинах византийской цивилизации. Наши строители постоянно наталкиваются на следы прошлого. На подготовительной стадии строительства ветки стамбульского метро, соединяющей европейскую и азиатскую часть города, сделаны более тысячи археологических находок. В районе Аксарай строители наткнулись на остатки улиц, стен, площадей ранневизантийской эпохи, палубы восьми старинных кораблей. Все это было передано в археологический музей Стамбула.


– Вы говорили о Софийском соборе. Не так давно моя дочь, которая ходит в турецкую школу, пришла домой заплаканная. Она сказала, что поспорила с учителем. Преподаватель по истории религии заявил, что Софийский собор – это мечеть. Она утверждала, что храм Святой Софии – величайшая церковь христианского мира.

– Они оба не правы. Преподаватель должен был сказать, что Айя София – это музей. Мы должны благодарить создателя современной Турции Кемаля Ататюрка за то, что некогда самая большая церковь христианского мира сохранена и, будучи мечетью, превращена в музей. Так же турки поступили с другими церквями, которые превращены в музеи. Политики разного толка используют желание верующих приспособить этот музей для проведения богослужений. Не так давно греки из США хотели провести в Святой Софии православную литургию. Однако министр культуры заявил, что разрешение на литургию не будет дано, поскольку собор больше не служит религиозным целям, а служит всему человечеству. Никто не может попасть в музей Святой Софии без билета. Святая София получила статус музея, проведение богослужений в музеях запрещено.

– А что касается коренных жителей Византии, ромеев, которых турки называют "румами"? Некогда они составляли четверть населения Стамбула, теперь их потомков – не более двух тысяч человек.

– Потомков уроженцев византийской столицы осталось мало. По приказу султана Мехмеда II они были отправлены в разные города: в Эдирне, Бурсу, Измир, Синоп, Самсун и Трабзон. Кварталы с греческим населением появились в разных районах Стамбула и его пригородах. В начале семнадцатого века резиденцию греческого патриарха перенесли в стамбульский район Фанар. Там обосновались греки-фанариоты, предприимчивые дельцы. Они и теперь живут закрытой общиной, занимаются ремесленничеством, имеют свои лавки, продают керамику, кожу, домашнюю утварь, серебро. До сих пор в Стамбуле популярна обувь одной фирмы, которой около ста лет владеют греки, я сам ношу такие туфли уже несколько лет.

– В шестидесятые годы прошлого века много греков уехало из города, в те годы в Стамбуле были волнения и погромы.

– Я не хочу об этом говорить, это политика. Однако никто не вынашивает тайных планов реставрации Византийской империи. Те, кто остался в Стамбуле, теперь живут спокойно: ходят в церкви, имеют свои фонды, рестораны, кладбища, устраивают концерты греческой музыки. В районе Фанар – узкие старые улочки, где с трудом проезжает такси, в местных рыбных ресторанах играют сиртаки. В Стамбуле действует более десятка греческих церквей. Известные и богатые семейства фанариотов –Кантакузины, Палеологи, Кантемиры – отдают своих детей на воспитание в местную греческую школу Зографион, одну из крупнейших в городе.

Профессор Ортайлы прав: огромное здание греческого лицея из красного кирпича возвышается над кварталом Фанар. Это образовательное учреждение по старинке называют "Большая школа". Школа основана в XV веке и управляется патриархами греческой православной церкви. Преподавание ведется на турецком и греческом языках. Говорят, что в прошлом в школу принимали только мальчиков, сейчас такого ограничения нет, однако учеников мало, коридоры пустые, в каждом классе по семь человек. Тем не менее, СМИ говорят, что греческое население в Стамбуле растет. Спасаясь от экономического кризиса, многие греки приезжают в Стамбул в поисках работы. Это учителя, инженеры, мелкие предприниматели, которые останавливаются у родственников и друзей. Вместе с тем, греческий, ромейский Константинополь навсегда ушел в прошлое.
XS
SM
MD
LG