Доступные ссылки

Игорь Померанцев: «Время стёрло в порошок каменный век, но доисторический человек выжил. Это он теперь чуть что и рычит с телеэкрана и с трибуны»


Никогда не слыхал, чтобы в Англии говорили о «братских народах»: англичанах, шотландцах, валлийцах и ирландацах. И во Франции, Испании, Италии не говорят о «братских романских народах». Кровь соседскую пролить - это, пожалуйста: англичане – ирландскую и взаимно, французы – испанскую и взаимно, а вот в братья никто не напрашивается.

Кажется, только у славян, да и то далеко не у всех, не выходят из моды межнациональные метафоры «брат», «братский», «братушки». Вроде бы и риторика, но не совсем. Одно дело, когда телекомментаторы льют слёзы по заблудшему украинскому брату, а другое, когда российский премьер-министр желает «братскому народу Украины – благополучия и процветания». Кажется, лежащие рядом вповалку слова «братоубийца», «братогубец», «братоненавистник», «брат на брата – пуще супостата» не бросают тень на публицистическое «братство». Почему-то младший брат не слишком расположен родичаться, если он, конечно, не «младший браток». А вот старший знай себе о любви горланит, за грудки хватает, в объятиях душит, смачно чмокает.

Строго говоря, ораторствовать надо бы не о народах-братьях, а о народах-племяшах, раз уж танцуем от «племени», «племён». Танец этот экзотический. Да, племя – высшая форма социальной организации общества, но общества доисторического. Бурно эта форма развивалась в период неолита, в новый каменный век – 5-10 тысяч лет тому. Эпоху неолита принято считать доисторической, поскольку от неё не осталось письменных свидетельств. Главным действующим лицом неолита был «доисторический человек», то есть человек, не подозревающий о свойствах времени и истории, о её ходе, её замысловатости и драматизме. Время стёрло в порошок каменный век, но доисторический человек выжил. Это он теперь чуть что и рычит с телеэкрана и с трибуны. Палеонтологи и антропологи ему не нарадуются. А современный нормальный человек разводит руками: «Любезные братцы, как бы с вами развязаться!»

Эссе отражает точку зрения автора
XS
SM
MD
LG